Йохан Вильхельм Гертнер / Johan Vilhelm Gertner (1818-1871), Мастерская Торвальдсена в Королевской Академии художеств в Копенгагене. 1836, х, м, Государственный художественный музей (Копенгаген)
Министерство культуры РФ, Министерство иностранных дел Королевства Дания, Агентство по культуре и искусству Королевства Дания, Посольство Королевства Даниия в РФ, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственный художественный музей (Копенгаген), Музей Торвальдсена (Копенгаген) представляют выставку
«Датские мастера. 1800–1850».
Выставка работает с 07 сентября по 06 ноября 2011 года
Выставка, приуроченная к государственному визиту в РФ Королевы Дании Маргрете II и Принца-консорта Хенрика, в сопровождении крон-принца Фредерика, посвящена датскому искусству первой половины XIX века.
В истории датской культуры эта эпоха получила название Золотого века. Именно в это время Дания подарила миру выдающихся деятелей, среди которых писатель Ханс Кристиан Андерсен, философ Сёрен Кьеркегор, скульптор Бертель Торвальдсен. К сожалению, имена датских живописцев этого периода не получили столь широкой международной известности. И, если говорить о российских музеях, то их коллекции не дают полного представления об искусстве этой скандинавской страны. Единственная выставка, посвященная датской живописи XIX века, прошла в ГМИИ им. А. С. Пушкина в 1989. Новый проект музея «Датские мастера 1800–1850» существенно расширит представление российских зрителей о творчестве художников этого интереснейшего периода в истории искусства Дании.
Именно в первой половине XIX века в Копенгагенской Академии художеств, основанной в 1754 году королем Фредериком V, сформировалась самобытная датская художественная школа. Ее создателем по праву считается Кристофер Вильхельм Экерсберг (1783–1853).
Кристофер Вильхельм Экерсберг (1783–1853). Вид от крепостного вала замка Кронборг на шведское побережье. 1829 Государственный художественный музей, Копенгаген
Christoffer Wilhelm Eckersberg (1783–1853). View towards the Swedish Coast from the Ramparts of Kronborg Castle. 1829 National Gallery of Denmark, Copenhagen
Данкварт Драйер (1816–1852). Вид у Хаммермёлле в Северной Зеландии. 1843
Государственный художественный музей, Копенгаген
Dankvart Dreyer (1816–1852) A Landscape near Hammermellen. North Zealand. 1843
Около 1840 года в Дании произошли перемены, которые не могли не отразиться на культурной жизни. В герцогствах Шлезвиг и Гольштейн набирали силу настроения, направленные на отделение этих территорий от Дании. В обществе делалось все для того, чтобы вызвать у населения патриотические чувства и поддержать датское меньшинство, проживавшее в герцогствах. Национальный вопрос способствовал объединению художников, в первую очередь, пейзажистов: молодые художники – Йохан Томас Лундбю (1818–1848), Данкварт Драйер (1816–1852), Питер Кристиан Скоугор (1817–1875) и Вильхельм Кюн (1819–1903) - увлеченно изображали датскую природу. Рассудочная эстетика Экерсберга, основанная на критерии «объективности», была чужда новому поколению живописцев, восприимчивых к романтическим веяниям эпохи. Лундбю, Драйер и Скоугор возглавили национально-романтическое движение. У Лундбю неотъемлемым элементом национально-романтического пейзажа стало изображение старинной архитектуры Дании.
Золотой век датского искусства закончился в 1848 году. Это произошло не только из-за изменений политической ситуации (отмена абсолютной монархии и начало первой шлезвиг-голштинской войны). В эти годы ушли из жизни многие из самых значительных мастеров (Рёрбю, Кёбке и Лундбю), в то время как другие прекратили или почти прекратили работать (Экерсберг, Йенсен, Сёдринг и Драйер). К тому же в эти годы прервались связи с большинством голштинских художников. Почти все художники, остававшиеся в Копенгагене, стали работать в другой манере (Хансен, Рёд, и отчасти Скоугор и Марстран). Наконец, появились молодые живописцы с новыми художественными идеалами, изображавшие народную жизнь.
Константин Хансен (1804–1880). Девочка. Элизе Кёбке с чашкой. 1850. Государственный художественный музей, Копенгаген
Constantin Hansen (1804–1880). A Little Girl, Elise Kobke, with a Cup in front of Her . 1850 National Gallery of Denmark, Copenhagen
Константин Хансен (1804–1880). Девушка с корзиной фруктов. Около 1827
Государственный художественный музей, Копенгаген
Constantin Hansen (1804–1880). A Girl with a Basket of Fruit. Circa 1827 National Gallery of Denmark, Copenhagen
Выставка «Датские мастера. 1800–1850» дает зрителям возможность не только проследить эволюцию датской живописи в первой половине XIX века, но и выявить жанровые предпочтения художников, устойчивые мотивы, к которым датские мастера были особенно привержены. Соответственно в экспозиции различаются следующие разделы: «Мастерская художника», «Портреты и сцены семейной жизни», «Датские пейзажи и марины», «Город и окрестности», «Итальянские мотивы».
На выставке «Датские мастера. 1800–1850» представлено 48 картин из собрания Государственного художественного музея (Копенгаген), а также 11 рисунков Бертеля Торвальдсена и живописный портрет скульптора из Музея Торвальдсена (Копенгаген). Экспозиция дополнена двумя произведениями (рисунок и скульптура), принадлежащими ГМИИ им. А.С. Пушкина. Выставка позволит российской публике познакомиться с великолепными работами датских мастеров первой половины XIX века, которые работали в разных жанрах, и открыть для себя удивительный мир Золотого века датского искусства.
Бертель Торвальдсен (1770–1844). Мадонна с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем. 1807–1810. Музей Торвальдсена, Копенгаген
Bertel Thorvaldsen (1770–1844). Maria with Jesus and John the Baptist. 1807-10 . Thorvaldsens Museum, Copenhagen
Кристен Кёбке (1810–1848). Вид с чердака зернохранилища у пекарни в Кастелет. 1831. Холст, масло, 39 x 30,5 см. Государственный художественный музей, Копенгаген
Christen Kobke (1810–1848). View from a Grain Loft in the Kastellet. 1831 National Gallery of Denmark, Copenhagen
Источник : пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина
Чтобы рассмотреть фотографию в полном размере, "кликните" по превью-изображению
Социальные закладки