Показано с 1 по 5 из 5
  1. #1

    ВАЛЕНТИН СЕРОВ. ЛИНИЯ ЖИЗНИ. Выставка в Третьяковской галерее (2011-2012, ГТГ, Москва)

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	10 copy.jpg 
Просмотров:	23214 
Размер:	200.4 Кб 
ID:	22805
    Валентин Серов. "Похищение Европы", 1910. Эскиз-вариант. Холст, гуашь, темпера, уголь. 80x100. ГТГ


    Программа «Третьяковская галерея открывает свои запасники»

    ВАЛЕНТИН СЕРОВ. ЛИНИЯ ЖИЗНИ

    Выставка работает с 15 декабря 2011 года по 20 мая 2012 года
    Адрес : Государственная Третьяковская галерея, Лаврушинский пер. , д. 10, залы № 49–54



    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	1 copy.jpg 
Просмотров:	2456 
Размер:	101.8 Кб 
ID:	22807
    Валентин Серов. "Автопортрет", 1885. Бумага, карандаш. 34x25,6. ГТГ


    Валентин Серов (1865–1911) – ключевая фигура в русском искусстве рубежа XIX–XX веков. Графика занимает особое место в его творчестве. Именно в рисунке можно увидеть, как мастер осваивает все современные ему направления и стили изобразительного искусства, формируя не только свой собственный метод, но и открывая новые пути русского искусства. В экспозицию планируется включить около 250 знаменитых парадных и камерных портретов, эскизов к театральным постановкам, иллюстраций, выполненных углем, пастелью, темперой, сангиной, акварелью, а также гравюры. Состав и объем коллекции, собранной в Галерее, позволяет проследить этапы творческой эволюции мастера и принципы его работы над произведением от первоначального замысла до законченного варианта.


    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	4 copy.jpg 
Просмотров:	657 
Размер:	94.6 Кб 
ID:	23246
    Валентин Серов. "Портрет С.М.Лукомской", 1900. Бумага, акварель, белила. 43x41. ГТГ


    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	6 copy.jpg 
Просмотров:	502 
Размер:	98.1 Кб 
ID:	22814
    Валентин Серов. "Натурщица", 1904. Картон, акварель, белила, черный и графитный карандаши, воск. 42,8x26,5. ГТГ



    Источник : пресс-служба ГТГ
    Последний раз редактировалось halloART.ru; 12.12.2011 в 23:24.
    Чтобы рассмотреть фотографию в полном размере, необходимо "кликнуть" по превью-изображению.
    При копировании ссылка на первоисточник и указание имени автора обязательны.

    Новый форум изобразительного искусства www.halloART.ru

  2. Поблагодарили:
    solnze (05.12.2011)
  3. #2
    Чтобы рассмотреть фотографию в полном размере, необходимо "кликнуть" по превью-изображению.
    При копировании ссылка на первоисточник и указание имени автора обязательны.

    Новый форум изобразительного искусства www.halloART.ru

  4. #3
    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	7 copy.jpg 
Просмотров:	349 
Размер:	206.2 Кб 
ID:	23242
    Валентин Серов. "У перевоза", 1905. Бумага, акварель. 21,5x27,2. ГТГ


    П Р Е С С – Р Е Л И З

    Программа «Третьяковская галерея открывает свои запасники»
    ВАЛЕНТИН СЕРОВ. ЛИНИЯ ЖИЗНИ




    Валентин Александрович Серов (1865–1911) – ключевая фигура в русском искусстве рубежа XIX–XX веков. Широкой публике Серов известен в первую очередь как живописец, портретист, хотя уже современники ценили Серова-рисовальщика ничуть не меньше. «Серов-рисовальщик, быть может, даже сильнее Серова-живописца», писал И.Э.Грабарь.

    Третьяковская галерея обладает наиболее полной и значительной коллекцией рисунков, акварелей, пастелей В.Серова. Из 750 оригинальных рисунков и офортов, находящихся в собрании музея, на выставке представлено более 250 листов и альбомов. В таком объеме графическая коллекция художника еще никогда не экспонировалась.

    Имя художника тесно связано с судьбой музея – он был знаком с П.М.Третьяковым, дружен с его наследниками, с 1899 по 1911 годы был членом Совета галереи, сделал многое для пополнения ее коллекции. При жизни В.Серова музей обладал лишь немногими его работами. Входивший в состав руководства галереи, художник считал неэтичным приобретение собственных произведений. Основные поступления его работ происходили после 1911 года – из семьи художника, частных коллекций. Пополнения также связаны с присоединением собраний Цветковской галереи и Музея иконописи и живописи имени И.С.Остроухова в 1929 году.


    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	5 copy.jpg 
Просмотров:	460 
Размер:	102.5 Кб 
ID:	23243
    Валентин Серов. "Улица Торнабуони (Via Tornabuoni) во Флоренции" 1904. Бумага, акварель. 50,6x33,7. ГТГ


    Творческий путь, «линия жизни» В.Серова, определены исключительно графическими произведениями мастера, и в этом уникальность выставки. Большая отзывчивость графики, ее способность реагировать на малейшие движения творческой мысли позволяют нам приблизиться к пониманию личности художника.

    Многоплановость таланта В.Серова, широкий диапазон его творческих поисков, отражающих ход развития искусства рубежа XIX-XX веков, определили характер построения выставки. Экспозиция передает динамику развития творчества художника, который наследует принципы реалистического искусства XIX века и предвосхищает открытия мастеров XX столетия.


    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	8 copy.jpg 
Просмотров:	384 
Размер:	142.5 Кб 
ID:	23244
    Валентин Серов. "Портрет К.С.Станиславского", 1908. Бумага, графитный карандаш. 31,2x24. ГТГ


    Серову было свойственно стремление постигать новое, осваивать еще неосвоенное. «Да, да, что я сам могу сделать – это пустяки, а вот то, чего я не умею…», говорил он сам. По сути, художник учился всю жизнь: в детстве у И.Е.Репина, позже, в Академии художеств, у П.П.Чистякова, заочно у лучших мастеров всех стран и эпох – Тициана, Веласкеса, Рафаэля (на выставке представлены копия Серова с картины Тициана «Венера перед зеркалом» (1890-е), а также портрет Г.Л.Гиршман (1911), одна из любимых работ самого художника, о которой он говорил «пожалуй, к самому Рафаэлю подбираемся»). Уважение к признанным авторитетам сочеталось у Серова с интересом ко всему новому в искусстве; так в портрете И.А.Морозова (1910) автор словно ведет диалог с А.Матиссом, подражая его плоскостному рисунку и интенсивному колориту.

    Будучи уже признанным мастером, В.Серов поступил в парижскую академию Коларосси, где наравне с начинающими художниками рисовал с натуры (1909–1911). Интересно проследить эволюцию творческой манеры по изображениям натурщиков разных лет: от исполненных в традиционной академической манере штудий к свободным по рисунку и индивидуальным, почти портретным образам. В.Серов много работал на пленэре, создавал жанровые зарисовки и лирические пейзажи. На выставке можно будет увидеть известную работу «В деревне. Баба с лошадью» (1898).


    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	2 copy.jpg 
Просмотров:	14076 
Размер:	137.5 Кб 
ID:	23241
    Валентин Серов. "В деревне. Баба с лошадью", 1898. Бумага, пастель. 53x70. ГТГ


    Годы расцвета творчества В.Серова пришлись на время создания «Мир искусства». Несмотря на то, что художник официально не входил в объединение, он дружил и сотрудничал с его участниками. Подобно большинству «мирискусников», в 1900-е годы он обратился к исторической теме. На выставке представлены наброски и эскизы на темы из жизни русского двора XVIII века («Выезд Екатерины II» (1906), «Петр I» (1907) и др.). Интерес к театру также сближал В.Серова с художниками «Мир искусства». На выставке представлены яркие и запоминающиеся образы Анны Павловой (1909), Тамары Карсавиной (1909) и Иды Рубинштейн (1910), прима-балерин «Русских сезонов». Еще одной знаковой работой В.Серова для театра был занавес к балету «Шехеразада» ("Выезд на охоту" (1910)). Интересно отметить, что поводом к его созданию послужил не заказ, но личный интерес мастера. В.Серова занимала тема древнего экзотического мира, сказки. Особенно он увлекся ею после поездки в Грецию в 1907 году. С этого момента художника не оставляла мысль о создании картины на тему древнегреческих мифов. Представляя зрителю творчество В.Серова, невозможно обойтись без его знаменитых картин «Похищение Европы» (1910) и «Одиссей и Навзикая» (1910). Помимо известных работ на выставке будут показаны рисунки на темы античных мифов, а также редко экспонируемые натурные наброски и альбомные зарисовки, исполненные в музеях Греции.

    Выставка «Серов. Линия жизни» выходит за рамки типичной монографической экспозиции. Тематическое разнообразие произведений В.Серова, его мастерство рисовальщика в различных графических техниках дают возможность оценить не только талант самого художника, но и осознать насыщенность художественной жизни рубежа XIX–XX веков.


    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	3 copy.jpg 
Просмотров:	443 
Размер:	65.0 Кб 
ID:	23240
    Валентин Серов. "Натурщица с распущенными волосами". 1899. Бумага, акварель, белила. 52,4x35,5. ГТГ


    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	9 copy.jpg 
Просмотров:	389 
Размер:	63.2 Кб 
ID:	23245
    Валентин Серов. "Портрет Т.П.Карсавиной", 1909. Бумага, графитный карандаш.
    43x26,6. Лист из альбома. ГТГ




    Источник : пресс-служба ГТГ
    Чтобы рассмотреть фотографию в полном размере, необходимо "кликнуть" по превью-изображению.
    При копировании ссылка на первоисточник и указание имени автора обязательны.

    Новый форум изобразительного искусства www.halloART.ru

  5. #4
    Новости культуры
    Регистрация
    23.11.2010
    Адрес
    Москва-Петушки
    Сообщений
    2,312
    Журнал "Коммерсантъ Власть", №49 (953), 12.12.2011

    Снова Серова
    ДЕЖАВЮ


    Рубрику ведут Мария Мазалова и Сергей Ходнев



    Третьяковская галерея отмечает 100-летие со дня смерти Валентина Серова. Но вряд ли стоит рассчитывать на то, что открывающаяся 15 декабря юбилейная выставка позволит узнать об одном из лучших русских художников что-нибудь новое.

    Выставка сделана исключительно на материале серовской графики, в чем трудно усмотреть какую-то неожиданность: в конце концов, Серов-рисовальщик уж точно не менее интересен, чем Серов-живописец, и среди его рисунков, акварелей, пастелей и литографий предостаточно вполне узнаваемых шедевров. Мнимая иерархия форматов, согласно которой угольный или карандашный эскиз — всегда только черновик, "кухня", а вот итоговое произведение маслом по холсту — уже первоочередной объект для восхищения, в его случае просто не работает. Как, впрочем, и иерархия техник. Известно, что в 1896-м ему заказали "репортажную" картинку для роскошного альбома, посвященного коронации Николая II. Эскиз, изображающий миропомазание императора, Серов сделал маслом, а вот итоговый вариант — акварелью. И когда Игорь Грабарь с восторгом говорил "это вообще одна из самых жизненных вещей во всей современной живописи и наименее официальная из всех официальных картин", то он говорил именно об эскизе, а не о приглаженной для официозного пользования окончательной работе.

    "Жизненность" вещей Серова — это как раз то, что хорошо известно самому широкому зрителю, особенно если говорить о блестящих серовских портретах (в какой бы технике они ни были сделаны). Максим Горький и Феликс Юсупов, Витте и Ермолова, Дягилев и Анна Павлова, Бальмонт и Ида Рубинштейн — все они обязаны Серову своими, если угодно, каноническими портретами, которые растиражированы куда больше, чем фотографии всех этих персон. Даже царская семья все-таки преодолевала недоверие к этому художнику не слишком благонадежных взглядов, и Александр III, никогда не позировавший живописцам, всемилостивейше согласился ради создания своего портрета пройти мимо стоявшего наготове Серова нарочито медленно. А портрет Николая II в серой форменной тужурке оказался едва ли не самым человечным изображением последнего русского самодержца.

    Точно так же и серовские портреты великосветских дам, вроде княгини Орловой, с их лихорадочно блестящими глазами и нервно-усталыми позами любят приводить в популярных книжках о Серебряном веке. Не как совершенные произведения искусства, а как документ, как иллюстрацию — потому что вот она, эпоха, вот они, ее люди, показанные куда сложнее, многомернее и психологичнее, чем на любой фотографии. Причем не то чтобы это чувство эпохи в случае Серова относилось к одной только современности. Его Петр I, саженными шагами обгоняющий придворных, или скачущие на охоту Петр II с Елизаветой Петровной попадают чуть ли что не в школьные учебники истории.

    Но, с другой стороны, все это и делает Серова парадоксально трудным героем для монографической выставки. Та популярная правда, которую может сообщить выставка при избранном материале, и так хорошо известна. По своему масштабу художник, право, заслуживал бы в случае нынешнего юбилея более сложного подхода. Вот, скажем, обычные биографические факты: начинал как передвижник, прославился как без пяти минут импрессионист, под конец жизни примыкал к мирискусникам. Эти факты, сколько их не прописывай на сопровождающих выставку текстовых стендах, так и останутся голыми фактами, но можно же как-то их проиллюстрировать. Неужели, скажем, подобрать переклички и аналогии в современном Серову европейском искусстве — это недоступная Третьяковке роскошь? Речь-то о графике, вполне можно было бы обойтись участием отечественных музеев. А в результате много бы приобрели и общедоступная наглядность, и академический прононс. Вместо этого нас ждет очередное упражнение в хорошо известном жанре юбилейной выставки, не сулящее никаких открытий, но зато обильное — две с половиной сотни экспонатов.

    Сергей Ходнев


    Источник : Сайт ЗАО «Коммерсантъ. Издательский дом»
    Чтобы рассмотреть фотографию в полном размере необходимо "кликнуть" по превью-изображению
    При копировании ссылка на первоисточник и указание имени автора обязательны!

  6. #5
    Новости культуры
    Регистрация
    23.11.2010
    Адрес
    Москва-Петушки
    Сообщений
    2,312
    Название: KMO_126533_00119_1_t206.jpg
Просмотров: 1752

Размер: 11.5 Кб
    Серова часто упрекали в том, что он видит в людях не характеры, а карикатуры/ Фото: Денис Вышинский / Коммерсантъ


    Газета "Коммерсантъ", №236 (4777), 16.12.2011

    "Линию жизни" вычертили графикой
    Валентин Серов в ГТГ



    На выставке "Линия жизни" в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке показана примерно треть собрания серовских работ на бумаге — около 250 листов, от детских рисунков до эскизов росписей эпохи модерна. Выделить основную линию здесь не так-то просто: Серов был художником широчайшего диапазона, хоть и прославился в качестве портретиста. Рассказывает ВАЛЕНТИН ДЬЯКОНОВ.


    "Линия жизни" начинается со знакомства с Серовым по версии его друзей и близких. Третьяковка вытащила из запасников десятки портретов художника, лучший из них — эффектный набросок Врубеля, где Серов, правда, выглядит прямо-таки демонической индивидуальностью, что действительности не соответствует. Он намного честнее, пусть и без блеска, рисовал себя сам, в виде усталого человека, не знающего, что такое улыбка.

    Константин Коровин, ближайший друг Серова, в своих мемуарах нередко подтрунивает над скорбным трудягой. Серов бывал недоволен собой, рвал удачные — с точки зрения зрителей — рисунки и все время двигался дальше, постоянно меняя точку приложения сил. Между гуашевой "Бабой с лошадью" и "Похищением Европы" 12 лет, а кажется, что несколько веков. Причем не ясно, в какую сторону: если баба — это актуальная на тот момент, но теряющая почву социалка, то девушка на быке-Юпитере отсылает к юности европейского искусства, Помпеям, глубокой архаике.

    С "Похищением Европы" связан и самый интересный момент выставки. Третьяковка показывает гуашевый эскиз и несколько рисунков, по которым можно восстановить процесс работы. Получается что-то вроде фильма о фильме: вот главная героиня, девушка с излюбленной Серовым пластикой Иды Рубинштейн, вот набросок с живого быка, вот копии античных скульптур, с которых писалось лицо Европы (в связи с чем неуместно, но навязчиво вспоминается грим Высоцкого из отечественного блокбастера). Разложена на рисунки-кирпичики и не самая удачная вариация на античную тему — полотно "Одиссей и Навсикая".

    Самостоятельные работы на "Линии жизни" разного качества и назначения. Есть блестящий набросок со скульптора Паоло Трубецкого за работой. Его "Госпожа Хорхеймер" в основной экспозиции, кстати, помогает понять, как художники модерна пытались из своих моделей делать Афродит, рождающихся из пены,— задача, не чуждая и позднему Серову, особенно в блестящем овальном портрете Генриетты Гиршман. Полная противоположность свободно текущей линии в портрете Трубецкого — знаменитый рисунок с одного из учителей Серова, легендарного педагога Павла Чистякова. Здесь все четко и академично, написано по рецептуре портретируемого, отличавшегося строгими требованиями к передаче натуры.

    Богатый материал позволяет находить забавные рифмы внутри серовского развития. Детские аппликации, напоминающие наскальную живопись, не остаются в гордом одиночестве и соотносятся с эскизами к оформлению столовой для коллекционеров Поповых по мотивам "Метаморфоз" Овидия. Совпадения силуэтов почти буквальны. Экспрессивный осел из иллюстраций к басням Крылова напоминает гончих с зарисовки "Боярин на охоте". Кстати, в том, как Серов рисовал животных, видится еще один внутренний конфликт. На портретах царит спокойствие, а лошади, собаки, обезьяны в исполнении Серова похожи на раскрученные пружины. Видно, что в анималистике Серов отпускал себя, как и своих персонажей, на волю.

    Быть может, наиболее сильное впечатление на выставке производит лист "Император Петр II с цесаревной Елисаветой Петровной выезжают верхом из села Измайлова, осенью, на псовую охоту", созданный для мирискуснического издания, посвященного этому излюбленному занятию аристократов. Сам Серов свое творение не любил, называл "слишком иллюстрацией — дешевкой", но по сравнению с акварелями Бенуа и фарфоровыми куколками Сомова она дышит жизнью, и в царственных всадниках чудятся не столько стилизации под фарфор той эпохи, сколько другие всадники — Апокалипсиса, на что и намекает фигура старца справа.

    Серова часто упрекали в том, что он видит в людях карикатуры, не характеры, а маски, но этого не чувствуется на "Линии жизни": суть в том, что Серов был слишком разнообразен, не привязан к одному мотиву и теме и к тому же честен перед натурой — после выставки начинает казаться, что его современникам, и в первую очередь легкомысленному Коровину, не хватает старательности.


    Источник : Газета "Коммерсантъ"
    Чтобы рассмотреть фотографию в полном размере необходимо "кликнуть" по превью-изображению
    При копировании ссылка на первоисточник и указание имени автора обязательны!

 

 

Похожие темы

  1. "ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА? НИКОЛАЙ ГЕ. К 180-летию со дня рождения". Выставка в Третьяковской галерее (ГТГ, 2011-2012)
    от halloART.ru в разделе МОСКВА. Выставки и творческие мероприятия : анонсы, репортажи и фотоотчёты.
    Ответов: 39
    Последнее сообщение: 11.08.2012, 13:52
  2. СКУЛЬПТОР М.М.АНТОКОЛЬСКИЙ. Выставка в Третьяковской галерее (2011-2012, Москва)
    от halloART.ru в разделе МОСКВА. Выставки и творческие мероприятия : анонсы, репортажи и фотоотчёты.
    Ответов: 3
    Последнее сообщение: 20.11.2011, 18:07
  3. Ответов: 0
    Последнее сообщение: 06.11.2011, 19:15
  4. Ответов: 0
    Последнее сообщение: 26.10.2011, 23:10
  5. Ответов: 0
    Последнее сообщение: 11.10.2011, 17:02

Метки этой темы

Социальные закладки

Социальные закладки

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •  
Back to top