Венец, скипетр и держава «Большого наряда» царя Михаила Романова. Западная Европа, ок. 1600. Золото, камни драгоценные, жемчуг, литье, чеканка, резьба, пунцирование, эмаль. Музеи Московского Кремля
Музеи Московского Кремля представляют
«Венчания на царство и коронации в Московском Кремле»
Адрес : Музеи Московского Кремля. Выставочный зал Успенской звонницы, Одностолпная палата Патриаршего дворца, Мироваренная палата Патриаршего дворца
Выставка работает с 27 сентября 2013 года по 22 января 2014 года
Выставка, посвященная венчаниям на царство и коронациям российских государей, — масштабный проект Музеев Московского Кремля, впервые представляющих свою важнейшую коллекцию: бесценные реликвии, связанные с торжественным церемониалом возведения на престол российских государей. Именно эти экспонаты лежат в основе кремлевского музейного собрания, определяя его исключительную духовную и историческую ценность.
Выставка охватывает четыре столетия, затрагивая тот период отечественной истории, когда российские правители приняли царский, а затем императорский титул. Экспозиция делится на два раздела: первый посвящен венчаниям на царство в XVI–XVII вв., второй — коронациям XVIII–XIX вв. Выставка позволяет получить полное представление о каждом из этапов этого торжественного церемониала, раскрывая их символическое значение. В трех залах разместятся около четырехсот экспонатов: от государственных регалий до архивных документов, гравюр и фотографий, позволяющих воссоздать величественную атмосферу коронационных празднеств в России и проследить эволюцию ритуала возведения на престол. Многие из экспонатов впервые предстанут перед зрителем. Центральное место среди них занимает Акт о престолонаследии, который император Павел I публично огласил во время своей коронации и собственноручно положил в серебряный ларец «для хранения на престоле Успенского собора». Долгое время документ был известен только в копиях, пока в ходе архивных изысканий в процессе подготовки выставки не обнаружился драгоценный подлинник.
Бармы царя Михаила Федоровича. Москва, мастерские Кремля, 1629–1645. Шелк, нити золотные, нити серебряные, нити шелковые, нити хлопчатобумажные, ткачество, шитье декоративное, шитье лицевое. Музеи Московского Кремля
Обряд венчания на царство являлся главной государственной церемонией и состоял из нескольких следовавших друг за другом этапов, самые важные из которых происходили в Успенском соборе Московского Кремля. Кульминационным моментом всего действа было возложение регалий на будущего царя, благодаря чему он из претендента на престол превращался в законного властителя. На выставке демонстрируется полный комплекс государственных регалий, сформировавшийся в конце XVI в. и использовавшийся на протяжении всего XVII столетия: это Крест Животворящего Древа, бармы, Шапка Мономаха, цепь, скипетр и держава. Зрители увидят и другие атрибуты власти: трон Бориса Годунова и парадное царское одеяние — платно царя Петра Алексеевича. За возложением регалий следовали миропомазание и причащение новопоставленного государя — таким образом, его власть обретала священный характер. Церемонию царского венчания завершал пир в Грановитой палате, роскошь которого помогут передать представленные в экспозиции великолепные образцы драгоценной посуды. Наконец, обязательной частью торжеств являлось подношение даров новому государю.
Шапка Мономаха Второго наряда царя Петра Алексеевича. Москва, 1682. Мастерские Московского Кремля, Серебряная палата. Золото, камни драгоценные, жемчуг, бархат, мех, чеканка, литье, резьба. Музеи Московского Кремля
Эпилогом первого раздела экспозиции и своеобразным прологом к ее второй части являются мемориальные предметы, связанные с именем царя Петра Алексеевича, ставшего впоследствии первым российским императором: Шапка Мономаха так называемого «второго наряда», использованная во время его венчания на царство, и принадлежащий ему драгоценный наперсный крест.
Во втором разделе выставки, посвященном одиннадцати имперским коронациям XVIII–XIX вв., особое внимание уделено государственным регалиям, сменившим древние царские инсигнии после принятия царем Петром Алексеевичем титула императора и превращения России в империю. Новый комплекс символов власти, в который из прежнего вошли скипетр и держава, формировался на протяжении XVIII столетия и включил в себя императорские корону и мантию (с 1724 г.), знак и цепь высшего российского Ордена Святого апостола Андрея Первозванного (с 1730 г.), государственные меч, знамя и печать (с 1742 г.).
Центральное место на выставке займут облачения монархов, а также предметы пышного убранства торжеств. Посетители смогут увидеть роскошные коронационные платья императриц Екатерины I, Александры Федоровны (супруги императора Николая I) и Марии Федоровны (супруги императора Александра III), а также коронационные костюмы всех без исключения российских императоров: от Петра I до Николая II. В состав экспозиции включены императорские мантии и гигантские балдахины, предназначенные для коронационной процессии и украшения тронного места в Успенском соборе. Особый интерес представляют костюмы гербовых герольдов, драгоценные жезлы церемониймейстеров — распорядителей коронационных торжеств, коронационные медали и жетоны. Кроме того, на выставке демонстрируются облачения церковных иерархов, иконы и выносные кресты, с которыми духовенство встречало коронующегося монарха у Успенского собора, литургические предметы, использовавшиеся при совершении таинства причащения императора.
Кафтан коронационного герольда. Россия, 1797 (?). Кафтан: бархат, тафта, галун и бахрома золотные, лента, шелковые нити; ткачество, плетение, шитье. Музеи Московского Кремля
Коронация завершалась традиционным пиром в Грановитой палате, специально для которого из Оружейной палаты выдавалась древняя серебряная посуда. Посетители выставки имеют возможность увидеть не только драгоценные кубки, тарелки и солонки из царской сокровищницы, но и знаменитый Кремлевский фарфоровый сервиз, использовавшийся во время банкетов на коронациях Александра II, Александра III и Николая II. После коронации следовали поздравительные аудиенции — эта тема представлена в экспозиции комплексом подношений от многочисленных российских депутаций и иностранных посольств. Живописные графические работы, фотодокументы, конское убранство и парадные костюмы придворных чинов воссоздают атмосферу торжественного въезда императора в Москву на коронационные торжества.
В выставочном проекте принимают участие российские музеи, архивы и библиотеки: Государственный Эрмитаж, Государственный исторический музей, Государственный музей-заповедник «Павловск», Государственный архив Российской Федерации, Российский государственный архив древних актов, Российская государственная библиотека, Научная библиотека Российской Академии художеств, Российский государственный архив кинофотодокументов, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Книга печатная «Описание священного коронования их Императорских Величеств государя императора Александра III и государыни императрицы Марии Федоровны всея России в 1883 г.». Россия, после 1883 г. (1885 г.). Музеи Московского Кремля
Экспонированию многих предметов на выставке предшествовала их большая и кропотливая реставрация, которая позволила впервые представить их публике.
К выставке издан объемный двухтомный каталог, в котором нашли отражение новейшие исследования ведущих отечественных специалистов, посвященные истории коронационных торжеств в России.
Яйцо пасхальное «300-летие Дома Романовых», на подставке. Россия, Санкт-Петербург. Фирма К.Фаберже. Вигстрем Генрих (Мастер), Зуев Василий Иванович (художник). Золото, серебро, бриллианты, розы, пурпурин, сталь, бирюза, хрусталь горный, кость, стекла, литье, эмаль, акварель, чеканка, гравировка, гильошировка, воронение, золочение, резьба. Музеи Московского Кремля
Информация предоставлена пресс-службой Музеев Московского Кремля и может не совпадать с мнением редакции halloART.ru
Социальные закладки