Показано с 1 по 2 из 2
  1. #1
    Новости культуры
    Регистрация
    23.11.2010
    Адрес
    Москва-Петушки
    Сообщений
    2,312

    Графика Юрия Великанова в Галерее Галеева

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	7161.jpg 
Просмотров:	88 
Размер:	69.9 Кб 
ID:	16373 Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	7164.jpg 
Просмотров:	96 
Размер:	77.3 Кб 
ID:	16377
    Не доживший до сталинских чисток Юрий Великанов, автор вдумчивых стилизаций под Древнюю Русь, оставил репрессивные органы с носом . Фото: Денис Вышинский / Коммерсантъ


    Газета "Коммерсантъ", №128 (4669), 15.07.2011

    Иконопись на производстве
    Ленинградский график Юрий Великанов в Галерее Галеева


    Запасы забытых имен раннесоветского искусства кажутся неисчерпаемыми. Юрий Великанов, умерший от туберкулеза в 1934 году, полгода не дожив до 30 лет, очередной пример разностороннего профессионала на службе молодой республики. На выставке его работ побывал ВАЛЕНТИН ДЬЯКОНОВ.


    Худая фигура в клетчатом костюме и мятой шляпе тычет пальцем в черно-белую абстракцию. Вокруг нее собрались пухлые люди неопределенного пола в грязном тряпье. Акварель Юрия Великанова начала 1920-х годов называется "На выставке УНОВИСа". К "Утвердителям нового искусства" под руководством Малевича Великанов, очевидно, относился скептически, и в стиле, и в композиции своей карикатуры предвосхищая газетные издевательства Кукрыниксов и других мастеров насмешки над "формалистами". Хотя сам Великанов, доживи он до культурной революции 1936-1937 годов, мог бы попасть в похожий переплет. В большинстве его работ видна печать ленинградской школы, разгромленной в своей "детской" части статьей "О художниках-пачкунах". Вряд ли помог бы в жизни и тот факт, что его отец был полковником медицинских войск в царской армии. Во времена чисток Великанова могли объявить классово чуждым. Возможно, недоверие к увлеченным передовыми идеями авангардистам берет начало в атмосфере интеллигентской семьи на высоких этажах дореволюционной иерархии.

    Художественное образование Великанов начал в Одессе, где отец решил переждать первые годы революции и посмотреть, что будет дальше. Из самопальной ссылки отец Великанова вернулся уже "красным профессором". Великанов поступает в Государственный художественно-промышленный техникум, бывшее училище барона Штиглица, потом идет во ВХУТЕИН, где занимается у Дмитрия Митрохина. Он дружит с Владимиром Конашевичем и Николаем Тырсой, вливается в сообщество ленинградской графики и следует за основными разработками этого круга, не делая излишних реверансов официальному стилю.

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	7162.jpg 
Просмотров:	95 
Размер:	68.5 Кб 
ID:	16375 Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	7165.jpg 
Просмотров:	93 
Размер:	71.6 Кб 
ID:	16376
    Фото: Денис Вышинский, Коммерсантъ

    В середине 1920-х Великанов создает, наверное, самые оригинальные свои работы. Изучив древнерусскую икону, он рисует главный сюжет современности — рабочего человека — в духе и букве традиции. В каком-то смысле он следует за бытовой неоклассикой Петрова-Водкина, но работает с источниками намного более старательно. Столяры, строители и хлеборобы в обратной перспективе напоминают о дореволюционном кубизме Малевича, но если основоположник супрематизма только намекал на связь с религиозным примитивом, Великанов полностью использует возможности вдумчивой стилизации под Древнюю Русь. Удивительно, но столь сомнительные политически вещи стали монументальными росписями, правда до нас не дошедшими.

    После столь смелых работ Великанов немного теряет волю и двигается в фарватере выдающихся фигур ленинградской школы. В некоторых иллюстрациях он следует за Владимиром Лебедевым, превращая фигуры в цветные пятна. Зарисовки в зоопарке могли бы стать иллюстрациями к Маршаку или Чуковскому. Уже в 1930-е на волне массового участия художников и писателей в производстве од и элегий индустриализации Великанов делает несколько серий линогравюр о фабричном труде. Он фиксирует строительство Нижнесвирской ГЭС под Ленинградом, ездит на судостроительный завод имени Андре Марти. Появляются листы в духе московского Общества станковистов, только мрачнее, как в тюрьмах Джованни Пиранези. В переплетениях балок, мостков и оборудования человеческие фигуры, похожие на деревянных человечков Урфина Джюса с квадратными обрубками вместо голов, рук и ног, становятся иероглифами.

    Примечательно, что эти адские видения не стали точкой в его творческой биографии. Перед смертью Великанов успел изобразить и рай земной: акварельные миниатюры из Царского Села полны воздуха и света, которых к моменту ухода художника из жизни в политике страны осталось немного.

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	7163.jpg 
Просмотров:	101 
Размер:	39.3 Кб 
ID:	16374

    Источник : Газета "Коммерсантъ"

  2. #2
    Новости культуры
    Регистрация
    23.11.2010
    Адрес
    Москва-Петушки
    Сообщений
    2,312
    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	66d3d441.jpg 
Просмотров:	75 
Размер:	54.2 Кб 
ID:	17609 Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	5109cdf1.jpg 
Просмотров:	71 
Размер:	53.2 Кб 
ID:	17606

    Сбежавший из ХХ века
    Графика Юрия Великанова в Москве


    Жанна Васильева , "Российская газета" - Федеральный выпуск №5555 (179) 16.08.2011, фоторепортаж Сергея Михеева

    Галеев галерея, своего рода форпост почитателей "ленинградской школы" в Москве, показывает выставку Юрия Великанова. Впрочем, по совести говоря, Юрий Великанов гораздо больше принадлежал Петербургу, чем Ленинграду.

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	4607a71f.jpg 
Просмотров:	61 
Размер:	48.5 Кб 
ID:	17608 Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	e0628a56.jpg 
Просмотров:	59 
Размер:	41.6 Кб 
ID:	17607

    Свой автопортрет для офорта 1927 года 23-летний художник рисует словно ведать не ведает, какое тысячелетие на дворе. Сосредоточенная строгость облика отсылает к образцам портретов времен Ренессанса. Равно как и окно, в котором запечатлен условный классический пейзаж с непременной скалой, деревом, убегающими вдаль полями и грядой облаков. В руках - игла для офорта и доска, на которой проступает изображение арки, похожей на Триумфальную. На переднем плане - лупа и инструменты гравера. Ниже - подпись

    G. WELIKANOW. 1927. В сходной манере раннего итальянского Возрождения он нарисует портреты своих друзей, с которыми учился в Академии художеств (которая была преобразована во ВХУТЕИН): Е. Сандлера, Р. Залкинда... Эти учебные экзерсисы кончились тем, что в 1929-м его отчисляют из ВХУТЕИНа с довольно странными формулировками: "общественной ценности для вуза не представляет, (...) за время пребывания в институте проявил себя как замкнутый индивидуалист".

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	7e3444b5.jpg 
Просмотров:	65 
Размер:	62.2 Кб 
ID:	17611 Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	6f3f5690.jpg 
Просмотров:	68 
Размер:	80.1 Кб 
ID:	17610

    Можно подумать, что этот "замкнутый индивидуалист" жил в башне из слоновой кости. Но спасительной башни на горизонте не наблюдалось. Один из его коллег, Николай Павлов, выступая в 1934 году на вечере в Русском музее в связи с уже посмертной выставкой Великанова, вспоминал, как тот добывал гравировальный инструмент. "Он сам изобретал его, сам вытачивал железки, проволоку, гвозди, бегал по хирургическим мастерским, доставал разные зубные инструменты, которыми врачи производят всякие операции, подтачивал их как-то по-своему и в результате - фантастический набор инструментов, и он ими "оперировал"". Кстати, на нынешней выставке можно увидеть эти любовно созданные инструменты, равно как и станок для линогравюры.

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	b9145037.jpg 
Просмотров:	69 
Размер:	42.0 Кб 
ID:	17604 Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	5a5daafc.jpg 
Просмотров:	64 
Размер:	55.4 Кб 
ID:	17612
    фоторепортаж Сергея Михеева

    Проблемы были не только с инструментом, но, можно предположить, и с заказами. Если художники "ленинградской школы" работали на детские журналы и "Детгиз", создав блистательные образцы книжной иллюстрации, то Великанов при всей своей фанатической любви к книге этим занимался нечасто. По крайней мере, на выставке есть только один пример работы для журнала "Чиж" (N 9-10, 1930): в виде сверху на площадь перед Зимним дворцом и на Неву с крейсером "Авророй" явно обнаруживается сходство со старинными ведутами и картами итальянских городов XV-XVI веков. Для единственной иллюстрации в детский журнал он подготовил такое количество эскизов, что они заняли полстены небольшого зала.

    Нельзя сказать, что он не пробовал приспосабливаться. В 1931-м он создает циклы, посвященные строящейся индустрии. Но трудно отделаться от впечатления, что образы чугунолитейного завода, электромолота и экскаватора на Свирьстрое напоминают архитектуру кругов Дантова ада. Крохотные фигурки людей рядом с грохочущими шлюзами ГЭС, пылающими ковшами металла, в переплетениях литейного цеха выглядят кем угодно, только не покорителями пространства и времени.

    В начале 1930-х Елизавета Кругликова позвала его работать в... Музей здравоохранения. Кругликова была его учителем по офорту в Академии художеств. Она мгновенно оценила уровень ученика: "Он принес 5-6 гравюр, которые меня совершенно сразили. Оказалось, что учить его было нечему. Я была ему только другом". Когда в результате очередной реорганизации закрыли полиграфический факультет, Кругликова смогла открыть мастерскую в Музее здравоохранения, благо возглавлявшие его люди "были культурными" и "настроены были... очень благожелательно". Она же пригласила туда Юрия Петровича. Он очень "пришелся ко двору". В 1930-м его работы показывают на международных выставках (тех, что организовывал ВОКС)...

    На родине была только одна персональная выставка - в Русском музее, в июне 1934 года. Получается, что выставка в Галеев галерее - вторая персональная.

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	7a4f4dea.jpg 
Просмотров:	76 
Размер:	47.5 Кб 
ID:	17603 Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	02c24bbe.jpg 
Просмотров:	64 
Размер:	42.4 Кб 
ID:	17605

    Источник : "Российская газета"

  3. Поблагодарили:
    Свет. (25.08.2011)
 

 

Похожие темы

  1. Статья: ВАРВАРА БУБНОВА. ГРАФИКА. Выставка в Третьяковской галерее (ГТГ)
    от Черномашенцев Владимир в разделе Комментарии к статьям
    Ответов: 0
    Последнее сообщение: 31.05.2011, 09:13
  2. ВАРВАРА БУБНОВА. ГРАФИКА. Выставка в Третьяковской галерее (ГТГ) - репортажи и рецензии
    от Черномашенцев Владимир в разделе МОСКВА. Выставки и творческие мероприятия : анонсы, репортажи и фотоотчёты.
    Ответов: 9
    Последнее сообщение: 30.05.2011, 23:20
  3. ВАРВАРА БУБНОВА. ГРАФИКА. Анонс выставки в Третьяковской галерее (ГТГ)
    от halloART.ru в разделе МОСКВА. Выставки и творческие мероприятия : анонсы, репортажи и фотоотчёты.
    Ответов: 2
    Последнее сообщение: 13.05.2011, 00:49
  4. Ответов: 0
    Последнее сообщение: 08.05.2011, 14:14
  5. Звезда Юрия Ракши (1937-1980)
    от MityRu в разделе Российское и советское изобразительное искусство.
    Ответов: 8
    Последнее сообщение: 14.12.2010, 11:46

Метки этой темы

Социальные закладки

Социальные закладки

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •  
Back to top